Статьи и публикации
Президент НАП Андрей Белов рассказал в интервью Argus о существенном увеличении стоимости транспортировки, экономике автоперевозок и других изменениях в сегменте.
— Что изменилось на российском рынке автоперевозок темных нефтепродуктов после февраля? Каковы основные тенденции в настоящее время?
— Тенденций несколько. Мы заметили, что суммарный объем автоперевозок темных нефтепродуктов за пять месяцев текущего года снизился на 15—20% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Это произошло в результате сокращения выпуска битума, гудрона и мазута, процесс выработки которых на НПЗ взаимосвязан.
По прогнозам дорожно-строительных компаний, снижения объемов производственных работ в этом году не планируется. Надеемся, что невысокие показатели в первые несколько месяцев года могут быть компенсированы существенным ростом отгрузок в высокий сезон и в целом объем транспортировки битума останется на уровне 2021 г., то есть 8,1 млн т.
Другой, не менее важной тенденцией, является изменение долей статей расходов автоперевозчиков в общей корзине затрат.
— Расскажите подробнее, как изменились статьи расходов автоперевозчиков?
— Одной из основных статей расходов после введения санкций и ограничений стала закупка запчастей и ремонт транспортных средств — более 20% всех затрат, наряду со статьями расходов на топливо — до 24%, фондом оплаты труда (ФОТ) — 18%, лизинговыми платежами — 15%. Доля остальных расходов — платежи в системе «Платон», на пропуска, страховки, оплата проезда по платным участкам дорог, — не столь существенна и суммарно не превышает 20% от общих затрат, хотя тенденции к их повышению мы также наблюдаем.
До конца февраля главной статьей расходов являлась закупка топлива — 30—32%, на втором месте был ФОТ — 20—22%, далее лизинговые платежи — 15%, а также стоимость запчастей и ремонтов — 10%.
В сегменте автоперевозок темных нефтепродуктов исторически сложилось, что перевозчики для транспортировки битумных материалов задействуют преимущественно тягачи европейских производителей — марок Scania, MAN, DAF, Mercedes, Volvo, Iveco (в парках крупных компаний их более 90%), а прицепную технику, — российских производителей «Фокстанк», «Граз», «Сеспель» и других компаний.
С конца февраля этого года стоимость запчастей и комплектующих выросла на 50—400%. Надо сказать, что тенденция к повышению цен на детали, а также на транспортные средства наметилась еще несколько лет назад. Например, в 2021 г. стоимость тягачей увеличилась на 80—90% относительно 2020 г. Это связано с дефицитом запасных частей, комплектующих, чипов. Полупроводники используются в производстве оборудования для майнинговых ферм для криптовалют, бизнес которых в последние несколько лет существенно рос, что разогрело цены на изделия и создало дополнительный дефицит микросхем. Другим фактором является резкое удорожание металла, тарифов на газ и электроэнергию в целом в мире и в Европе, в частности, что в значительной мере повлияло на себестоимость комплектующих.
— Каковы планы по обновлению автопарка и его техобслуживанию после приостановки продаж в России иностранных тягачей и запчастей?
— После приостановки продаж импортных транспортных средств есть несколько путей решения, но каждый со своими оговорками. Первый — это параллельный импорт, но не исключено, что европейские производители будут тщательно отслеживать, куда именно транспортное средство поставляется, и могут не удовлетворить заявку от покупателя, если заподозрят поставку в Россию.
Другим возможным решением может стать закупка европейских машин через дружественные России и нейтральные страны, например, через Китай. До сих пор автоперевозчики предпочитали европейские транспортные средства китайским по соотношению цены и качества. Устойчивых логистических цепочек поставок китайских машин и комплектующих пока не создано.
Что касается техобслуживания, то одним из наиболее очевидных путей решения является продление срока эксплуатации транспортных средств без снижения требований к безопасности. В феврале — марте дефицита запчастей от производителей не было. Но цены на детали в этот период существенно росли, и владельцы техники, опасаясь дальнейшего повышения стоимости, закупали комплектующие дополнительно для запаса на складах. Если какие-то детали на складах закончатся и их будет невозможно закупить, то некоторые машины придется разбирать на запчасти.
— Тарифы НАП в первой половине года повышались несколько раз. Каковы основные причины индексации? Ожидается ли новое повышение в течение года?
— Действительно, ситуация в этом году нетипичная, и тарифы менялись уже несколько раз. Повышение стоимости перевозок в апреле на 6% было традиционным и связано с началом высокого сезона отгрузок, когда увеличивается спрос на автоперевозки в России.
Майское повышение, в среднем на 20%, произошло из-за увеличения затрат на содержание, обслуживание и эксплуатацию транспортных средств. Ускоренная инфляция также внесла свой вклад в рост тарифов. Увеличилась также стоимость заемных средств в банках и страхования.
Спрогнозировать в настоящее время, будет ли еще одно внеплановое изменение тарифов, затруднительно. Будем следить дальше за развитием ситуации в России и мире. Но тарифы на автоперевозки растут ежегодно в целом примерно на те же порядки величин, что и тарифы на железнодорожные отгрузки нефтепродуктов.
Источник: ценовое агентство Argus.